[На главную]

Авторская программа
Математика и информационные технологии

для учащихся начальной школы


Разработала:
Гальцова Татьяна Сергеевна
педагог дополнительного образования


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа технической направленности. Знание персонального компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Техническая направленность программы позволяет детям идти в ногу со временем. Компьютер пришёл в науку, культуру, экономику и образование… И сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в которой не было бы компьютерных технологий.Цели:
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач.
5.Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.

Работа по программе состоит из теоретических и практических занятий. На занятии практической работы проводится как изучение нового материала, так и закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от имеющихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого материала.
Отличительной особенностью данной программы является внесение элемента творчества в процесс освоения сугубо технического предмета. Это и позволяет с легкостью и интересом заниматься детям. Давая возможность самому познавать новую прикладную программу, лишь направляя его действия, мы побуждаем ребенка заниматься самообразованием и в будущем.
Программа курса рассчитана на 3 года.
Возраст детей занимающихся в кружке – 8-10 лет.
Срок реализации программы - 3 год.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Все три года обучения по 144 часа.
Педагог по своему усмотрению имеет право изменять предлагаемый материал (усложнять или упрощать в зависимости от подготовленности детей.
На занятиях объединения в процессе обучения следует принять все меры для обеспечения безопасности при работе с ПК.


Учебно-тематический план
Наименование темы
Количество часов
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
1. Устройство ПК 10 8 4
2. Информация. Действия с информацией. 24 18 6

3.

 

 

 

 

 

 

Изучение программ:
общие сведения
Open Office org Writer,
KolourPaint,
Calc,
Impress,
Draw,
Math,
GIMP,
Dia,
Audacity,
Scribus

78
6
28
18
26

 

 

 

 

78
2
14
6
8
24
20
4

 

 

64
-
6
-
-
6
6
-
16
4
6
20

4. Математическая логика 22 22 28
5. Алгоритмы и исполнители - 6 14
6. Интернет

-

- 10
7. Игры 10 12

18

 

Итого

144 144

144

Содержание дополнительной образовательной программы

1 год обучения


1. Устройство ПК (10 час)
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Знакомство с историей создания ПК. Из чего состоит компьютер? Включение - выключение, основные и дополнительные устройства. Устройства ввода и вывода информации, виды памяти. Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура. Изучение основных групп клавиш на клавиатуре.
2. Информация, действия с информацией (24 час)
Что такое информация ? Виды информации. Способы передачи и получения
информации. Носители информации. Кодирование и декодирование информации. Текстовая и числовая информации.
3. Изучение программ (78 час)
Операционная система (Linux + KDE) Знакомство с интерфейсом операционной системы Linux. Работа с окнами. Использование справочной системы Работа с файлами и папками. Создание, переименование и удаление файлов и папок. Копирование и перемещение файлов и папок.
Поиск файлов и папок. Программное обеспечение для создания и редактирования текстов
(openoffice.org writer). Программное обеспечение для создания и редактирования электронных
таблиц (openoffice.org calc) Программное обеспечение для создания и редактирования изображений ( KolourPaint)
4. Математическая логика (22 час)
Формальное описание предметов. Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия. Решение логических задач
5. Игры (10 час)2 год обучения

1. Устройство ПК (8час)
Правила поведения в кабинете информатики, пожарной безопасности, правил безопасности при работе с персональным компьютером. Общее понятие «системный блок», основные и дополнительные устройства, устройства ввода и вывода, обработки и хранения информации, виды памяти.
2. Информация, действия с информацией (18 час)
Что такое информация ? Виды информации. Способы передачи и получения
информации. Свойства информации. Действия с информацией. Формы представления информации.
3. Изучение программ (78 час)
Виды программ, краткое освещение системных и инструментальных программ.
Программное обеспечение для создания и редактирования текстов (openoffice.org writer). Программное обеспечение для сжатия и архивирования файлов (Ark) Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц (openoffice.org calc). Программное обеспечение для создания и редактирования изображений ( KolourPaint). Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций (openoffice.org impress). Программное обеспечение для создания и редактирования блок-схем
(openoffice.org draw). Программное обеспечение для создания и редактирования формул
(openoffice.org math).
4. Математическая логика (22 ч)
Объект. Свойства объекта общие и отличительные. Существенные свойства. Отношения между объектами. Информационные объекты: текст, изображение, схема, карта, таблица. Число и программный калькулятор. Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Решение логических задач
5. Алгоритмы и исполнители (6 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике и
русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
6. Игры (12 час) 3 год обучения1. Устройство ПК (4час)
Правила поведения в кабинете информатики, пожарной безопасности, правил безопасности при работе с персональным компьютером. Основные и дополнительные устройства
2. Информация, действия с информацией (6 час)
Виды информации. Способы передачи и получения информации. Свойства информации. Действия с информацией. Формы представления информации.
3. Изучение программ (64 час)
Виды программ, краткое освещение системных и инструментальных программ.
Программное обеспечение для создания и редактирования текстов (openoffice.org writer). Программное обеспечение для сжатия и архивирования файлов (Ark) Программное обеспечение для создания и редактирования электронных таблиц (openoffice.org calc). Программное обеспечение для создания и редактирования изображений ( KolourPaint). Программное обеспечение для создания и редактирования мультимедийных презентаций (openoffice.org impress). Программное обеспечение для создания и редактирования блок-схем
(openoffice.org draw). Программное обеспечение для создания и редактирования формул
(openoffice.org math).Работа с мультимедийными технологиями Программное обеспечение для обработки и редактирования графических цифровых изображений (GIMP)
Программное обеспечение для обработки и редактирования растровой и векторной
графики (Inkscape) Программное обеспечение для создания и редактирования диаграмм (dia)
Программное обеспечение для верстки и подготовки публикаций (Scribus)
Программное обеспечение для обработки и монтажа аудио-записей (Audacity)
4. Математическая логика (28 ч)
Понятие, суждение, умозаключение. Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Решение логических задач
5. Алгоритмы и исполнители (14ч)
Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
6. Интернет (10час)
Что такое Интернет, структура глобальной сети Интернет, настройка соединения и подключение к Интернету, поиск информации в Интернете, загрузка файла с помощью браузера.
5. Игры (18час)Прогнозируемые результаты По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные
умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности
и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с
информацией учащиеся будут уметь:
* осознавать потребность в дополнительной информации;
* определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
* осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
* анализировать полученные из наблюдений сведения;
* обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
* с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;
* объединять предметы по общему признаку;
* различать целое и части;
* представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
* составлять и исполнять несложные алгоритмы;
* создавать свои источники информации — информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
* организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым
значениям;
* использовать информацию для принятия решений;
* использовать информацию для построения умозаключений;
* понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении
учебных задач и в повседневной жизни
* работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
* уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
* создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
* производить поиск по заданному условию;
* готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
* владеть навыками самостоятельной работы на персональном компьютере;
* уметь работать в операционной системе “Linux”;
* уметь пользоваться прикладными программами Open Office org Writer, Calc, Impress, Draw, Math, Audacity, KolourPaint, GIMP, Dia, Audaciti, , Scribus и др.;
* знать служебные программы архивирования;
* уметь самостоятельно ознакомиться с новой прикладной программой.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 3 класс, Матвеева Н.В. и др.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 3 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки уроков по 28 темам. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением для 3 класса, которое размещено на сайте методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/files/Matveeva_3.exe (311 Мб)
6. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 4 класс, 2008 г.
7. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6». 

[Вверх]