[На главную]

Юный эколог

дополнительная образовательная программа

Утверждена
на заседании методического совета
Любохонской станции юных техников
8 сентября 2007 года (Протокол №2)

Разработала:
Гальцова Татьяна Сергеевна
педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
В содержание программы включен материал о гармонии мира, роли человека в природе, о закономерностях окружающего мира, своеобразии местного природного комплекса, обозначены проблемы экологии, отведено время для творческого поиска решения экологических проблем России. Считаю целесообразным включение в программу психологического блока, состоящего из исследовательской части (выявление группы риска, основных страхов, связанных с проблемами экологии и здоровья), просветительской (ознакомление с результатами исследований), практической (групповая и индивидуальная работа с использованием психотехники).
Главная цель программы - формирование у уч-ся экологического мировоззрения и экологической культуры поведения.
Основные задачи:
1.Пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе как неотъемлемой части природы,
2.Воспитание чувств, эмоциональной чуткости, желания научиться приносить пользу растениям, животным, людям.
Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы. Ведущей тенденцией программного изложения должна быть интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, дискуссия, игра, экологический тренинг и др.). При реализации программы используются различные методические приемы обучения, но обязательно есть занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии, творческие разработки, олимпиады, практические природоохранные работы.
Программа рассчитана на детей 2-4 классов общеобразовательной школы. Срок реализации – 3 года.
Ожидаемые педагогические результаты:
/расширение экологических знаний учащихся;
/проявление интереса к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «беспокойный» и т.д.); желания наблюдать за ними и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
/проявление заботы о личной гигиене, потребности в физической активности;
/повышение культуры поведения и общения, попытка оценивать свое поведение, стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе.

Учебно-тематический план
1 год обучения. – 144 часа

Сезонные циклы.
Осенний сезонный цикл – 26 часов

В гости к огородному "Подрастаю". У природы нет плохой погоды. Все это называется природа. Живая и неживая природа. Наше окружение. Как распространяются семена. Насекомые на службе растений. Птицы осенью. Праздник "Золотая осень"

Зимний сезонный цикл – 44 часов

Письма на снегу. Мы делаем кормушки. Знакомство с комнатными растениями. Влияние света на рост растений. Вода вокруг нас. Такой разный снег. Путешествие капельки воды. Знакомство с аквариумными рыбками. Праздник "Зимушка-зима". Ориентирование


Весенний сезонный цикл – 44 часов

Воздух и некоторые его свойства. Откуда берется ветер. Обитатели воздушной среды. Из чего состоит почва. Строение Земли. Весенний сад. Наблюдения за лягушкой. Лекарственные растения. Путешествие по экологической тропинке. Праздник "День Земли"


Про тебя самого – 20 часов

Человек - часть природы. Личная гигиена. Режим дня. Органы чувств. Гигиена питания. Закаливание организма свежим воздухом и водой. Познай себя. Моя родословная. Народные пословицы и их поучительный смысл.

Проектная деятельность — 10 часов
«Тайны аквариума»,«Чему учат пословицы»

2 год обучения – 144 часа

Как устроен мир – 40 часов

Как устроен мир. Природа. Человек. Общество. Мир глазами эколога. Экологические профессии. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Прозрачный невидимка. Воздух. Вода. Превращения и круговорот воды. Вода - путешественница. Берегите воду. Как разрушаются камни.

Эта удивительная природа - 40 часов

Разнообразие растений. Растения ближайшего природного окружения. Охраняемые растения. Размножение и развитие растений. Лекарственные растения Разнообразие животных. Животные ближайшего природного окружения. Охраняемые животные. Размножение животных Охрана животных Открываем жизнь в почве. Экологические связи в живой природе. Кто что ест. С кем дружит дуб. Роль неживой природы в жизни живого. Великий круговорот жизни. Способы охраны природы. По страницам Красной книги. Конкурс знатоков Красной книги. Заповедники России. Примеры экологических катастроф. Всемирное природное наследие. Озеро Байкал.

Мы и наше здоровье – 40 часов

Солнце, растения и мы с вами. Связь между состоянием природы и здоровьем человека организм человека. Как мы воспринимаем окружающий мир. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Осанка. Мышцы и их значение. Наше питание. Пищеварительная система. О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества. Презентация книги Дорохова "Про тебя самого". Профилактика простудных заболеваний. Витамины и их значение. Дыхание и его значение. Тренировка дыхания. Нос как орган дыхания. Практические упражнения, направленные профилактику заболеваний. Секреты здоровья. Режим дня. Что такое характер. Невидимые враги человека (нецензурные слова, курение, алкоголь, СПИД, наркотики). Тренировка памяти. Наше воображение. Учимся представлять и фантазировать. Как научиться быть внимательным. Ум человека. Как его развить. Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции. Мир наших способностей. Проблемы неуверенного в себе человека. Как научиться радоваться жизни.

Наша безопасность – 14 часов

Огонь, вода, газ. Чтобы путь был счастливым. Опасные места. Где опасно знакомиться. О молниях, змеях, собаках и прочем. Экологическая безопасность.

Проектная деятельность — 10 часов
«Невидимые враги человека»,«Экологические профессии»

3 год обучения – 144 часа

Человек в окружающей природной среде. – 72 часа

Мир глазами эколога. Арктика и человек. Тундра и человек. Экологические связи в зоне степей. Экологические связи в зоне пустынь. Зона субтропиков. Горные области. Экологические связи в зоне лесов. Лес и человек. Лес – наше богатство. Сосна и все вокруг нее. Сокровища леса. Можжевельник. Лиственница. Ель. Пихта. Кедр. Дуб. Ясень. Клен. Липа. Береза. Ольха. Ива. Рябина. «Лесная газета». Ядовитые растения. Лишайники – индикаторы чистоты. Сказка о грибах. День птиц. Птицы Брянской области. Эстафета насекомых. В гостях у тети Кошки. Чудо природы – паук. Зверье мое. Зоологические забеги. Цветочно-декоративные растения и их значение в жизни человека. Цветочные часы. Праздник «Цветы мне нежно улыбались». Биологические особенности комнатных растений. Поделки из природного материала. Народный календарь. Все о кошках. Все о собаках. Все о лошадях. Все о цветах. Все о погоде. Заповедники Брянской области Экологические сказки. Есть одна планета – сад. Государственная система мер по охране окружающей среды. Сюжетно – ролевая игра «Проблемы Галактики». Конкурс экологического плаката «Планета заболела».

Экскурсии – 18 часов

Зимняя сказка. На снегу и под снегом. Здравствуй, солнце. Встреча с весенним лугом. Прогулка к озеру. Дает корова молоко.

Работа над экологическими проектами – 10 часов
«Узнай птицу», «Мир глазами животных»

Человек в окружающей социальной среде. – 24часов

Глаза – зеркало души. Почему мне никого не хочется видеть. Характер. Черты характера, развитие и укрепление. Домашняя экология. Стресс. Волевое решение. Мальчишки и девчонки. Моя семья.

Человек и его здоровье.- 20 часов

Если хочешь быть здоров. Государственная система мер по охране здоровья. Экологические факторы здоровья. Береги здоровье смолоду. Что мы знаем о курении. Злой волшебник алкоголь.


Список литературы
1.Г.В. Буковская. Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников. Москва 2002 г.
2.Е.Р. Горохова. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. Ижевск. 2003 г.
3.А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Учебная программа непрерывного экологического образования школьников. Москва 1996 г.
4.Л.В. Коваленко. Изучение разнообразия природы на уроках природоведения в начальной школе. Саратов. 2002 г.
5.Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик. С азбукой по родному краю. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательной школы. Брянск, «Курсив», 2006 г.
6.Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик. Природа родного края. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательной школы. Брянск, «Курсив», 2007 г.
7.И.В. Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль 1997 г.
8.Т.Ю. Целесуова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». Москва 2003 г.
9.Экологические сказки. Сост. Г.А. Фадеева. Волгоград 2003 г.

[Вверх]