Юный эколог
дополнительная образовательная программа
Утверждена
на заседании методического совета
Любохонской станции юных техников
8 сентября 2007 года (Протокол №2)
Разработала:
Гальцова Татьяна Сергеевна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.
В содержание программы включен материал о гармонии мира, роли человека в природе, о закономерностях окружающего мира, своеобразии местного природного комплекса, обозначены проблемы экологии, отведено время для творческого поиска решения экологических проблем России. Считаю целесообразным включение в программу психологического блока, состоящего из исследовательской части (выявление группы риска, основных страхов, связанных с проблемами экологии и здоровья), просветительской (ознакомление с результатами исследований), практической (групповая и индивидуальная работа с использованием психотехники).
Главная цель программы - формирование у уч-ся экологического мировоззрения и экологической культуры поведения.Основные задачи:
1.Пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе как неотъемлемой части природы,
2.Воспитание чувств, эмоциональной чуткости, желания научиться приносить пользу растениям, животным, людям.
Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы. Ведущей тенденцией программного изложения должна быть интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, дискуссия, игра, экологический тренинг и др.). При реализации программы используются различные методические приемы обучения, но обязательно есть занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии, творческие разработки, олимпиады, практические природоохранные работы.Программа рассчитана на детей 2-4 классов общеобразовательной школы. Срок реализации – 3 года.
Ожидаемые педагогические результаты:
/расширение экологических знаний учащихся;
/проявление интереса к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «беспокойный» и т.д.); желания наблюдать за ними и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини-сочинений;/проявление заботы о личной гигиене, потребности в физической активности;
/повышение культуры поведения и общения, попытка оценивать свое поведение, стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе.
Учебно-тематический
план
1 год обучения. – 144 часа
Сезонные циклы.
Осенний сезонный цикл – 26 часов
Зимний сезонный цикл
– 44 часов
Весенний сезонный цикл – 44 часов
Про тебя самого – 20 часов
Проектная
деятельность — 10 часов
«Тайны аквариума»,«Чему учат пословицы»
2 год обучения – 144 часа
Как устроен мир – 40
часов
Эта удивительная
природа - 40 часов
Мы и наше здоровье –
40 часов
Наша безопасность –
14 часов
Проектная
деятельность — 10 часов
«Невидимые враги человека»,«Экологические профессии»
3 год обучения – 144 часа
Человек в окружающей
природной среде. – 72 часа
Экскурсии – 18 часов
Работа над
экологическими проектами – 10 часов
«Узнай птицу», «Мир глазами животных»
Человек в окружающей социальной среде. – 24часов
Человек и его
здоровье.- 20 часов
Список литературы
1.Г.В. Буковская. Игры и занятия по формированию экологической культуры
младших школьников. Москва 2002 г.
2.Е.Р. Горохова. Пути повышения эффективности экологического
образования учащихся. Ижевск. 2003 г.
3.А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. Учебная программа непрерывного
экологического образования школьников. Москва 1996 г.
4.Л.В. Коваленко. Изучение разнообразия природы на уроках
природоведения в начальной школе. Саратов. 2002 г.
5.Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик. С азбукой по родному краю. Учебное пособие
для 1 класса общеобразовательной школы. Брянск, «Курсив», 2006 г.
6.Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик. Природа родного края. Учебное пособие для 2
класса общеобразовательной школы. Брянск, «Курсив», 2007 г.
7.И.В. Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Ярославль 1997 г.
8.Т.Ю. Целесуова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Мир
вокруг нас». Москва 2003 г.
9.Экологические сказки. Сост. Г.А. Фадеева. Волгоград 2003 г.